Версия для слабовидящих: Вкл Выкл
Изображения: Вкл Выкл
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A A

Дети-инвалиды

Бюджетное учреждение Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - РЦДП) обладает коечным фондом на 60 мест круглосуточного пребывания, работает круглогодично, курсы комплексной реабилитации проводятся по принципу 18 дневных заездов детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Комплексный подход в предоставлении реабилитационных услуг включает в себя медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию.

Специалисты РЦДП используют широкий арсенал методик. Самой распространенной и легко доступной из них является массаж ручной и аппаратный. Кабинет массажа оснащён современными специализированными массажными столами и креслами, что дает возможность внедрить новые методики реабилитации, используя разнообразные положения тела ребенка.

В зале лечебной физкультуры проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, учитывая характер и тяжесть заболевания.

Все дети получают определенный набор физиотерапевтических процедур. Физиокабинет оснащен современным оборудованием для проведения магнитотерапии, электрофореза, электростимуляции мышц, дарсонвализации, тубусного кварцевания носоглотки, магнито-инфракрасной и свето-лазерной терапии. В арсенале также имеется турманиевый мат, аппликации Ляпко, кровать-массажер "Nuga Best". Оздоровительно-реабилитационный комплекс многофункциональная капсула "Sun Spectra 9000", назначается детям для восстановления утраченных функций организма путем воздействия комплекса лечебных факторов.

Инфракрасная кабина, аромафитобочка, сауна используются для проведения теплолечения с целью повышения реабилитационного потенциала бронхолегочной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем детского организма.

Сильвинитовая спелеоклиматическая комната из натуральных калийных солей предназначена для улучшения функционирования органов дыхания и уравновешивания процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы.

В отделении водных процедур, дети получают душ Шарко, циркулярный душ, вихревые ножные ванны, веерообразный душ, грязелечение, а также проходят сеанс оздоровительного лечения в сауне.

Детям с психосоматической патологией и выраженной гидрофобией, с заболеваниями кожи и подкожно-жировой клетчатки назначается бесконтактная гидромассажная ванна, а в SPA-бассейне гидромассажные процедуры получают дети с различными врожденными пороками развития.

Социально–педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по современным, научно-обоснованным направлениям педагогической деятельности.

Воспитателями-педагогами стационарного отделения постоянно проводятся мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков дружественных внутри коллективных отношений.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей, формированию у них чувства верности своему Отечеству, бережного отношения к историческому прошлому Родины, традициям народов России, наследию предков.

В каждый заезд проводятся мероприятия патриотического воспитания «Мое Отечество» направленные на воспитание чувства уважения и гордости людей, которые своим подвигом прославили Отечество, организуются викторины, конкурсы стихов, песен, рисунков, просмотр отечественных фильмов.

Пропаганде здорового образа жизни, формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья уделяется особое внимание, разработанные по данной тематике методические программы помогают воспитателям научить детей вести здоровый образ жизни и быть хорошим товарищем, помогать слабому и больному человеку.

Все мероприятия, проводимые специалистами стационарного отделения, направлены на успешную адаптацию детей в обществе, создание интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и досуга детей. В решении этой задачи помогает «Терапия занятостью» - включение детей в совместную творческую деятельность по способностям (музыкальные занятия, танцы, чтение книг, рисование, лепка, фотодело), занятия прикладного характера (работа в творческих студиях, изготовление поделок своими руками), развлекательно-познавательные мероприятия (тематические вечера и праздники, досуговые мероприятия, конкурсно–игровые программы, музыкальные вечера).

Занятия творчеством - очень важный ресурс педагогической поддержки детей. Задача педагога помочь ребенку стать гармоничным и счастливым «несмотря на». В процессе совместного творчества у детей развиваются положительные эмоции, появляется возможность новых контактов, потребность в самовыражении. В учреждении функционирует театр «Вдохновение», в каждом заезде ставится спектакль, который готовят дети.

В отделении работают 22 творческие студии самых современных технологий: ганутель, витраж, декупаж, квиллинг, изонить, бисероплетение, торцевание, оригами, изготовление сувенирных валенок и др. Приобретенные навыки работы по изготовлению разнообразных поделок, не только развивают мелкую моторику рук и творческие способности детей, но и помогают выразить свое «я».

Главным в реабилитационной работе специалистов-психологов является комплексный подход к оценке состояния ребенка и составление для него реабилитационной программы.

Результаты психологической диагностики дают не только возможность в короткий срок определить особенности развития личности ребенка, чтобы составить для него эффективную реабилитационную программу, но и информацию, необходимую для правильного взаимодействия воспитателей с детьми.

В процессе социально-психологической реабилитации основное внимание уделяется коррекционно-развивающей работе, включившей в себя несколько аспектов, позволяющих комплексно решать психологические проблемы. Это игровая терапия (психологический театр, сказкотерапия, психогимнастика,

ролевой тренинг, психологические игры, коммуникативный тренинг, профориентационный тренинг), арттерапия (средствами живописи и декоративно-прикладного искусства), аутотренинг (релаксация, визуализация), компьютерные и телекоммуникационные технологии (компьютерная графика, интеллектуальные тренажеры), индивидуальные-коррекционно-развивающие занятии по проблемам-запросам.

Психологами РЦДП разработана программа по «Фототерапии», которая успешно применяется в комплексной реабилитации для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство оказывают положительное воздействие на внутренний мир детей и подростков.

С целью развития познавательных процессов дети и подростки проходят курс занятий «Интеллектуальные тренажеры».

Компьютерный стабилоанализатор используется как элемент телесно-ориентированной терапии. Снижение устойчивости вертикальной позы – серьезная проблема, связанная с двигательными нарушениями различной природы в клинике нервных болезней. Это влияет на технику ходьбы, скорость передвижения, приводит к падению. Поэтому выявление нарушений устойчивости вертикальной позы и их устранение являются важными задачами физической реабилитации неврологических больных.

В результате многократного повторения стабилографических игр формируется устойчивый навык произвольного контроля вертикальной позы, который позволяет ребенку в дальнейшем двигаться и выполнять бытовые операции без потери равновесия.

Расширение охвата комплексными мероприятиями реабилитации детей-инвалидов различных возрастных групп и категорий по ограничению жизнедеятельности аргументирует необходимость дальнейшего развития комплексности и преемственности при оказании реабилитационных услуг в комплексных центрах социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) и в РЦДП.

Эффективность комплексной реабилитации зависит от преемственности на этапах реализации индивидуальных программ реабилитации в условиях реабилитационных отделений КЦСОН и РЦДП.

При направлении детей в РЦДП необходимо руководствоваться в первую очередь оценкой реабилитационного потенциала каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дающей возможность спрогнозировать эффективность результата прохождения курса комплексной реабилитации в условиях реабилитационного центра.

Полученные положительные результаты при оказании реабилитационных услуг на этапе КЦСОН дают возможность первоочередного отбора для направления ребенка на следующий этап реабилитации в условиях РЦДП, ввиду имеющихся у данного получателя услуг адаптационных потенциалов для прохождения более интенсивного курса реабилитационных мероприятий. При выписке данных детей из РЦДП у них наблюдается выраженная положительная динамика в восстановлении утраченных функций организма, поддержание и дальнейшее восстановление которых возможно только при условии соблюдения

рекомендаций специалистов РЦДП на этапе последующей реабилитации в КЦСОН.

Дети направляемые в РЦДП, не охваченные ранее реабилитационными мероприятиями на уровне КЦСОН длительно проходят период адаптации, эффективность реабилитационного курса значительно снижена, многие из них вынуждены выбывать из РЦДП не окончив полный курс процедур, ввиду выраженной психологической дезадаптации.

Таким образом, направление детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в РЦДП должно сопровождаться анализом комплекса факторов влияющих на эффективность предоставления реабилитационных услуг ребенку в условиях стационарного пребывания нового социального окружения. К факторам положительного характера будут отнесены - прохождение ребенком курса реабилитации на этапе КЦСОН, отсутствие отрицательной динамики в состоянии восстанавливаемых функций организма, достаточная социализация в обществе, способность к самообслуживанию. Наличие всех вышеуказанных факторов является залогом высокого потенциала получения выраженного и устойчивого положительного эффекта комплексной реабилитации детей и подростков.