Социально-психологическая реабилитация

       Главным в реабилитационной работе специалистов-психологов является комплексный подход к оценке состояния ребенка и составление для него реабилитационной программы, с учетом его индивидуальных и личностных особенностей, его реабилитационного потенциала.  Акцент делается не столько на само заболевание, сколько на его последствия –  психологические травмы и причины их возникновения. Эмоциональное состояние, особенности личности ребенка, его установки, характер психологической реакции на болезнь - существенным образом влияют на процесс восстановления организма и во многом определяют уровень его социальной активности. Таким образом, важнейшей задачей социально-психологической реабилитации является создание оптимальных условий для адаптации к изменившейся в результате заболевания жизненной ситуации и коррекции развивающихся вторичных нарушений.

     Основные направления деятельности специалистов: психологическая диагностика и исследование личности, психологическая коррекция и психологическое консультирование.

     Диагностическая деятельность осуществляется по следующим направлениям: исследование личностных особенностей, исследование эмоционального состояния, оценка познавательных способностей, выявление профессиональной направленности, исследование семейных и межличностных отношений.

     В процессе социально-психологической реабилитации основное внимание уделяется коррекционной работе, основной задачей которой является: перестройка сложившихся неконструктивных форм эмоционального реагирования, стереотипов мышления и поведения; мотивация ребенка на достижение реабилитационных целей; воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром. В групповых и индивидуальных занятиях используются элементы арт-терапии, сенсотерапии, эмоционально-образной, телесно-ориентированной, когнитивной, игровой, разговорной и поведенческой терапии. 

     Для осуществления полноценной и эффективной реабилитации необходимым компонентом является работа с семьей, так как родители, оказавшиеся в ситуации «болезнь ребенка» нередко переживают подобные психологические травмы, как и их дети.  Исходя из этого родителям детей с ограниченными возможностями также необходима психологическая поддержка и помощь в адаптации к трудной жизненной ситуации, формирование психологической готовности к воспитанию ребенка с особыми потребностями.